43 года, двое детей, свекровь — и ни капли права на развитие

Трое взрослых сидят в комнате в напряжённой обстановке. Женщина с каштановыми волосами и усталым лицом — на переднем плане. Пожилая женщина с короткой сединой смотрит на неё с раздражением. Между ними — мужчина в рубашке, с растерянным видом. Атмосфера тревожная, семейный конфликт

— Опять эти твои курсы! — раздраженно бросила свекровь Марина Петровна, листая брошюру на кухонном столе. — Сколько можно деньги на ветер бросать? Лучше бы внукам что-то купила.

Елена стояла у плиты, помешивая суп, и чувствовала, как напрягаются плечи. Снова начинается.

— Это не курсы, Марина Петровна. Это повышение квалификации по детской психологии. Мне нужно для работы.

— Для работы! — фыркнула свекровь. — В детском саду воспитательницей работать — какая там психология? Песочки лепить да носы вытирать. А денег требует как… Как на что-то серьезное.

В гостиной включился телевизор — муж Андрей пришел с работы. Елена услышала, как он здоровается с матерью, и приготовилась к продолжению разговора в троем.

— Мам, что случилось? — спросил Андрей, заходя на кухню и целуя жену в щеку машинально, по привычке.

— Вот, твоя супруга опять собирается учиться, — Марина Петровна говорила так, будто это было преступлением. — Сорок пять тысяч хочет потратить на какие-то курсы. А у детей ботинки прохудились, Мишке новый рюкзак нужен к школе.

Андрей взял брошюру, пробежал глазами.

— Лен, а это точно необходимо? Дорого как-то…

— Андрей, — Елена повернулась к мужу, стараясь говорить спокойно, — я объясняла уже. Это сертификационная программа. Без неё меня не переведут на должность методиста. А зарплата будет в полтора раза больше.

— Ну и что? — встряла свекровь. — Работала же двадцать лет без всяких сертификатов. И ничего, нормально было.

Елена почувствовала, как закипает внутри, но продолжала терпеливо объяснять:

— Марина Петровна, времена изменились. Теперь без дополнительного образования карьеры не построишь. А я хочу развиваться профессионально.

— Развиваться! — Марина Петровна всплеснула руками. — В сорок три года! Лена, ты мать двоих детей, жена. Где твои приоритеты? Дом, семья — вот твое развитие. А не эти… курсы.

Андрей молчал, перекладывая брошюру с руки на руку. Елена поняла — он на стороне матери. Как всегда.

— Слушайте, — сказала она, выключая плиту, — я копила на эти курсы полгода. Откладывала с каждой зарплаты. Это мои деньги.

— Твои деньги? — возмутилась свекровь. — А кто дом содержит? Кто коммунальные платит? Андрей! А ты что молчишь?

— Лена, мама права, — наконец заговорил муж. — Денег и так не хватает. Может, подождешь с учебой? Через год-два…

— Через год-два будет поздно, — твердо ответила Елена. — Набор сейчас, и следующий только через два года. А к тому времени требования еще изменятся.

— Ну и что? — Андрей пожал плечами. — Работай как есть. Тебя же не увольняют.

Елена посмотрела на мужа внимательно. Когда он последний раз интересовался ее работой? Спрашивал, как дела, что нового? Не помнит.

— Андрей, а ты знаешь, что я делаю на работе? Кроме «носы вытирать», как говорит твоя мама?

— Ну… — он замялся. — С детьми занимаешься. Играете там, рисуете…

— Я веду коррекционные занятия с детьми, у которых проблемы с развитием речи. Составляю индивидуальные программы. Работаю с родителями. Это серьезная работа, требующая знаний и постоянного обучения.

— Но зачем тратить такие деньги? — не унималась свекровь. — Лучше бы Мише репетитора наняла по математике. Или Кате кружок какой записала.

Елена села за стол, посмотрела на них обоих.

— Марина Петровна, а вы знаете, о чем я мечтаю? О чем думаю по вечерам?

— О семье должна думать, — буркнула та.

— А я думаю о том, как помочь ребенку, который не может выговорить простые слова. Как объяснить родителям, что их малыш не глупый, просто нужно время и правильная методика. Я читаю профессиональную литературу, изучаю новые техники. Мне это интересно. Мне хочется быть лучшим специалистом, а не просто… отсиживать время до пенсии.

— Лена, но семья же важнее работы? — Андрей говорил примирительно. — Дети растут, им внимание нужно…

— Андрей, а когда ты последний раз с детьми уроки делал? Или на родительское собрание ходил?

Муж смутился.

— Ну… у меня работа, командировки… Ты же лучше с этим справляешься.

— Понятно. Значит, я должна и дом вести, и с детьми заниматься, и работать, и при этом не развиваться профессионально. Потому что «семья важнее».

— Не утрируй, — поморщился Андрей. — Просто надо правильно расставлять приоритеты.

— Мои приоритеты — это мое право, — спокойно сказала Елена. — И я решила: иду на курсы.

— А если мы против? — спросила свекровь с вызовом.

— Это не ваше решение, — Елена встала из-за стола. — Я совершеннолетняя, работающая женщина. И это мои деньги, которые я заработала своим трудом.

— Как ты разговариваешь с моей матерью! — возмутился Андрей.

— Честно, — ответила Елена. — Я говорю правду. Марина Петровна, вы хотели бы, чтобы кто-то за вас решал, как тратить ваши деньги? Чем заниматься в жизни?

— Это другое дело! — свекровь махнула рукой. — У меня опыт, возраст…

— А у меня нет права на собственный выбор?

Повисла тишина. Елена поняла — впервые за годы семейной жизни она открыто отстаивает свою позицию. И это пугает их.

— Знаете что, — сказала она, — я подам заявление завтра. А вы решайте сами, поддерживать меня или нет. Но я не буду спрашивать разрешения на то, что касается моей профессии и моего будущего.

Вечером, когда дети легли спать, Андрей попытался поговорить с женой по-хорошему.

— Лен, ну зачем ты так? Мы же не враги тебе. Просто деньги… туго сейчас.

— Андрей, — Елена отложила книгу, которую читала, — за последние пять лет ты потратил на свои хобби больше ста тысяч. Рыбалка, охота, снаряжение, путевки с друзьями. Я никогда не возражала.

— Но это же… отдых, расслабление. Мужчине нужно…

— А женщине не нужно? Развиваться, достигать целей, чувствовать себя профессионалом?

— Лена, но ты же и так хороший специалист…

— Откуда ты знаешь? — удивилась она. — Ты же никогда не интересовался моей работой. Не знаешь, что я делаю, какие у меня планы, с какими проблемами сталкиваюсь.

Андрей задумался.

— Ну… может, и не спрашивал особо. Но ты же не жаловалась…

— Андрей, а должна жаловаться? Я взрослый человек, я просто делаю свое дело. Но иногда хочется поделиться радостью или трудностями. Почувствовать, что мужу интересна моя жизнь.

— Интересна…

— Правда? Тогда скажи: как зовут мою коллегу, с которой я работаю в паре? Сколько детей в моей группе? Какую последнюю книгу я читала?

Андрей молчал.

— Не знаешь. За пятнадцать лет брака ты так и не узнал, кто я как личность. Для тебя я функция: жена, мать, хозяйка. Но не человек со своими мечтами и планами.

— Лена, это несправедливо…

— Справедливо, — она говорила грустно, но твердо. — И я больше не хочу жить, как… как приложение к вашей жизни. Я хочу быть собой.

На следующий день Елена подала заявление на курсы. Коллеги поддержали, заведующая одобрила.

— Правильно делаешь, Лена, — сказала завуч Татьяна Ивановна. — Нужно развиваться. А то некоторые сорок лет на одном месте сидят и удивляются, почему жизнь мимо прошла.

Дома началась холодная война. Свекровь демонстративно не разговаривала с невесткой, Андрей был подчеркнуто вежлив, но отстранен. Дети чувствовали напряжение.

— Мам, а почему бабушка на тебя сердится? — спросил младший, Миша.

— Потому что мама решила учиться новым вещам, а бабушка считает, что это неправильно.

— А почему неправильно учиться?

— Не знаю, сынок. Я думаю, учиться никогда не поздно.

— А папа что думает?

Елена посмотрела на сына внимательно.

— А ты что думаешь? Нужно ли взрослым людям учиться?

— Конечно! Мой учитель физкультуры на курсы ездил, новые упражнения изучал. Он говорит, что спорт развивается, и тренеру нужно знать новое.

— Правильно думаешь.

— Мам, а ты станешь начальником?

— Возможно. Если хорошо учиться буду.

— Здорово! А бабушка что, завидует?

Елена удивилась детской проницательности.

— Может быть, Мишенька. Иногда взрослые боятся изменений. Даже хороших.

Курсы оказались увлекательными и сложными. Елена приходила домой усталая, но воодушевленная. Изучала материалы до поздней ночи, делала конспекты.

— Мам, что это? — спросила старшая дочь Катя, заглядывая в тетрадь.

— Это про работу с детьми, у которых проблемы с речью. Очень интересно, оказывается, как мозг устроен.

— Можно посмотреть?

Елена показала дочери схемы, объяснила простыми словами.

— Мам, а ты это применяешь на работе?

— Да. Есть один мальчик, Данилка. Он почти не говорил, когда пришел в группу. А теперь, после занятий, уже предложения строит.

— Как здорово! Значит, ты ему помогла?

— Да. И таких детей много. Мне нравится им помогать.

— Мам, а я могу тебе помочь? Ну, тетрадки разложить, что-то приготовить?

Елена обняла дочь.

— Конечно, спасибо. Знаешь, приятно, когда тебя поддерживают.

— А папа не поддерживает?

— Папа… не понимает, зачем мне это нужно.

— А зачем?

— Чтобы быть лучшим специалистом. Чтобы помогать большему количеству детей. И чтобы… чтобы чувствовать, что я расту, развиваюсь, а не стою на месте.

— Понятно. А бабушка почему ругается?

— Бабушка думает, что женщина должна только домом заниматься. А я думаю, что женщина может заниматься и домом, и работой, и учиться.

— Я тоже так думаю, — серьезно сказала Катя. — Мам, когда я вырасту, я тоже буду учиться новому.

— Обязательно, доченька.

Через месяц Елена заметила, что отношения в семье начинают меняться. Дети с интересом расспрашивали о курсах, помогали с домашними заданиями. Андрей все еще держался отстраненно, но иногда проскальзывало любопытство.

— А что вы там изучаете? — спросил он как-то вечером.

— Методы коррекции речевых нарушений, работу с родителями, психологические особенности детей с особенностями развития.

— Сложно?

— Да. Но очень интересно. Знаешь, я поняла, что многие проблемы детей можно решить, если правильно подойти.

— Например?

Елена рассказала о своих подопечных, о том, как применяет новые методики. Андрей слушал внимательно.

— А зарплата действительно больше будет?

— Да. И работа интереснее. Я смогу вести семинары для родителей, участвовать в научных конференциях.

— Понятно…

Свекровь по-прежнему дулась, но Елена больше не обращала внимания. Она поняла важную вещь: чужое мнение не должно определять ее жизнь.

На защите итогового проекта Елена получила высший балл. Преподаватель сказала:

— У вас талант к этой работе. Подумайте о поступлении в магистратуру.

— В магистратуру? — удивилась Елена.

— Конечно. Психология образования, специальная педагогика. Вы можете стать настоящим экспертом в области коррекционной работы.

Елена шла домой окрыленная. Магистратура… Она никогда не думала, что в сорок три года может кардинально изменить свой профессиональный путь.

Дома ее ждал сюрприз. На столе стоял торт, дети держали в руках цветы, а Андрей неловко улыбался.

— Поздравляем с окончанием курсов! — хором сказали дети.

— Спасибо, мои хорошие! — Елена обняла их.

— Лен, — сказал муж, — прости, что не поддержал сразу. Я понял… ты была права. Нужно развиваться.

— Правда?

— Да. И еще… я хочу больше знать о твоей работе. Можешь рассказать?

Свекровь сидела в углу с кислым лицом, но уже не возражала.

Через неделю Елену назначили старшим методистом. Зарплата увеличилась на тридцать процентов.

— Поздравляю, — сказал Андрей за ужином. — Ты молодец.

— Спасибо. Знаешь, а преподаватель предложила мне поступить в магистратуру.

— В магистратуру? — он не удивился, а задумался. — А что будешь изучать?

— Специальную педагогику. Это серьезная научная работа.

— Дорого будет?

— Дороже, чем курсы. Но я могу поступить на бюджет, если хорошо сдам экзамены.

— Попробуй, — неожиданно сказал Андрей. — Если хочешь — попробуй.

Елена посмотрела на мужа удивленно.

— Правда?

— Правда. Я увидел, как ты изменилась за эти месяцы. Стала… более уверенной, что ли. И счастливой. Если учеба дает тебе это — я не против.

— Андрей… — Елена взяла его за руку. — Спасибо.

— А я могу тебе помочь? — спросила Катя. — Ну, к экзаменам готовиться?

— Конечно, доченька.

— И я хочу! — подключился Миша.

Даже свекровь буркнула:

— Ну, раз уж решила, то учись хорошо.

Елена поняла — она выиграла главную битву в своей жизни. Битву за право быть собой.